Старенькых: Не задумывалась, что смогу опередить Зайцеву опосля четвёртого огневого рубежа

ELMS: воспоминания от шага на "Хунгароринге"

В прошлые выходные корреспондента «Чемпионат.com» позвали посетить гоночный уик-энд на венгерском «Хунгароринге», где проходили этапы Мировой серии «Рено» и Европейской серии «Ле-Ман». Вообщем, WSR нам как-то поближе, пишем про неё больше и знаем лучше, но раз есть в расписании и иная дисциплина, «Три часа “Хунгароринга”, то почему бы не познакомиться с ней подробнее и читателям не поведать? Тем паче что в ELMS выступают сходу несколько российских экипажей.

Но для начала мало истории для тех, кто знает про чемпионат постольку-поскольку. Понятно, что серия имеет отношение к “24 часам Ле-Мана” - хотя бы так как проводится она теми же организаторами в лице компании A.S.O. В реальный момент, опосля возрождения чемпионата мира по гонкам на выносливость WEC, ELMS пришлось взять на себя новейшую функцию: это уже не основная марафонская серия мира, а быстрее плацдарм для тех, кто готовится к WEC и “24 часам Ле-Мана” либо хочет получить доп практику.

Прошедший сезон вышел для ELMS непростым: почти все участники закономерно перебежали в WEC, пелотон приметно поредел, и в некий момент стоял вопросец о чуток ли не закрытии серии. На данный момент ситуация потихоньку выправляется, количество экипажей растёт - так, в венгерском шаге соревновались 25 участников. Гоняются в четырёх классах - LMP2, LMPC (выскажемся так, “любительские” макеты), LMGTE и GTC (то бишь GT Challenge). В GTC в экипаже три человека, в других - почаще всего два.

Собственный вклад в расширение состава участников в сезоне-2013 сделала наша “СМП Рейсинг”: два экипажа получили прописку в GTC, а чуток позднее к ним присоединился и один в LMP2: Сергей Злобин и Маурицио Медиани выступают на макете Oreca 03 - Nissan, пока команда работает над новейшей техникой к “24 часам Ле-Мана” 2014 года.

Перед шагом мы пообщались с участником зачёта GTC Кириллом Ладыгиным, попросив его поведать, как, к примеру, строится работа с напарниками. Это ведь не Ф-1, где подстраиваешь болид под себя: здесь нужно, чтоб машинка более-менее подходила всем (в напарниках у Кирилла Виктор Шайтар и Фабио Бабини).

“Да, есть такое, что одному это нравится, другому - это, - сказал Ладыгин. - Мы избираем что-то среднее. Пилоты 1-го уровня, так что почаще всего совпадаем во мнениях, что нужно делать с машинкой. Когда идёт подмена гонщика, то изменяется лишь подстилка сиденья. Педали у нас не двигаются, так что нужно двигать сиденье, которое на салазках, и руль - как в хоть какой иномарке.

Вообщем, наша машинка не сильно распущена по настройкам. Есть возможность поменять жёсткость пружин, поработать с задним антикрылом - больше ничем здесь не поиграешь. Более-менее обычная машинка. Под дождик машинка делается наиболее „мягенькой“, ведь она меньше загружается в поворотах. В нашем экипаже самый опытнейший - Фабио Бабини, потому ему достаётся больше всего времени на трассе”.

В WEC серьёзнейшая неувязка для всех - крупная разница в скорости меж образцами и поболее обычной техникой. Как сказал Ладыгин, в ELMS ситуация полностью подобная, пусть даже в той же Венгрии техники на трассе было значительно меньше, чем во время марафона длиной в 24 часа.

“Быть на трассе по соседству с образцами нелегко, я для вас скажу, - признаётся Кирилл. - Когда выступаешь в гонке, где техника 1-го класса, то знаешь, что тебя никто просто так не опередит на прямой либо на торможении. А здесь нужно повсевременно глядеть в зеркала: всё время рядом чокнутые макеты! Так и норовят залезть в повороте. Нужна неизменная концентрация, голубые флаг демонстрируют… Это мешает сосредоточиться. Нелегко сосуществовать, ежели разница в скорости на круге - 10 секунд.

Бывает, что опосля гонки приходится разбираться по поводу спорных ситуаций. К тому же мы ещё юная, новенькая команда, так что все пробуют как-то показать себя. Но мы уже со почти всеми сдружились - сейчас с нами стараются дружить”.

Задачка на шаг перед экипажем Ладыгина стояла тривиальная: необходимо было биться за третью победу попорядку и лидерство в общем зачёте - отставание от соперников появилось из-за того, что “СМП Рейсинг” вступила в борьбу начиная со второго шага сезона. 2-ой российский экипаж GTC в составе Маркозова, Фролова и Персиани два раза становился пятым в классе, так что было понятно, что в случае необходимости это трио постарается посодействовать коллегам.

Что все-таки до Злобина и Медиани в LMP2, то для их основным было ещё лучше познакомиться с техникой, а не грезить о победе. Всё-таки в конкурентах были, к примеру, именитые участники “Ле-Мана” Раг и Панчьятичи из Signatech Alpine, любопытно было поглядеть и на Кристиана Клина, выступавшего в одном экипаже с кузиной Буэми Наташей Гашнан (Себастьян тоже был на трассе: работал на демо заездах “Ред Булл”). Были ещё два гонщика, не чужие для Формулы-1: экс-участник программы “Ред Булл” Брендон Хартли и Оливер Тёрви, продолжающий работать в “Макларене”.

Победу в абсолютном зачёте в итоге одержали Раг и Панчьятичи, которые захватили лидерство уже на первых кругах и позже не дали усомниться в своём превосходстве. На подий поднялись и Хартли с Тёрви - один на вторую ступень, 2-ой - соответственно на третью. А дальше как раз оказался дуэт Медиани/Злобин, уступивший фавориту три круга.

Ну а в GTC россияне отпраздновали третью победу попорядку. Маркозов, Фролов и Персиани опосля заморочек в квалификации и крайней позиции на старте здорово пробились на первых кругах и быстро стали фаворитами класса, в то время как трио Ладыгин/Шайтар/Бабини поплатилось излишним пит-стопом за неправильное решение стартовать на сликах. Потом гонка перевоплотился в погоню 1-го экипажа “СМП Рейсинг” за остальным, и в некий момент стало понятно, что хеппи-энд неизбежен: 25 очков взяли те, кому это было нужнее. И сейчас они впереди в генеральной классификации с 75 баллами. У основных соперников из итальянской AF Corse - 70. Очковая система тут, как в Формуле-1, так что расслабляться точно не стоит.

Общие воспоминания? Как кажется, ELMS достойно выполняет свою “тренировочную” функцию, а на большее она навряд ли претендует: понятно, что тягаться с WEC по зрительскому энтузиазму и уровню участников нереально. Венгерским болельщикам, как показалось, WSR была поинтереснее: “формула” есть “формула”. Хотя однозначно утверждать не будем: гонка ELMS прошла в субботу, когда из-за нехороший погоды до “Хунгароринга” не много кто доехал, а в воскресенье ассоциировать уже было некоторого.

В целом всё в ELMS полностью мастерски: чёткая работа команд в боксах, интрига в классах, достойные в плане оперативности и свойства материалы для прессы… Ну и сама договорённость проводить этапы совместно с WSR - дело, без сомнения, правильное. Так что мы лишь за то, чтоб в мире было больше всяких различных гоночных серий. А крайний шаг ELMS этого сезона вновь пройдёт в рамках 1-го уик-энда с Мировой серии “Рено”: дело будет в крайние выходные сентября.